Ограждение молодежи от наркотиков – важный аспект деятельности нашей палаты. Привлекая молодежь к мероприятиям и спорту, мы сможем добиться серьезных результатов.

Дмитрий Александров, председатель Общественной молодёжной палаты г.о. Звенигород

В Звенигороде обсудили вопросы доступной среды для учащихся с ОВЗ

20 марта в рамках реализации партийных проектов «Единая страна – доступная среда» и «Новая школа» в Звенигороде состоялось очередное заседание Общественного совета при Комитете образования. В ходе обсуждения был рассмотрен комплекс мер по совершенствованию условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях.

В работе совета приняли участие заместитель руководитель исполкома Звенигородского местного отделения партии «Единая Россия», председатель Совета депутатов Лариса Белоусова и член политического совета Звенигородского местного отделения партии «Единая Россия», заместитель главы администрации Екатерина Лизункова.

Открывая заседание, председатель Местного координационного совета сторонников партии «Единая Россия», руководитель Комитета образования Дмитрий Шиков подчеркнул, что сегодняшняя задача проанализировать результаты того, что уже сделано, подумать о перспективах и поставить новые важные задачи.

«Мы должны двигаться как можно быстрее, используя все возможности региона и муниципалитета», - отметил он.

С основным докладом выступила заместитель руководителя Комитета образования Светлана Разборова, дав оценку проделанной работе по организации инклюзивного дошкольного и общего образования в Звенигороде и созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Все первоклассники с ОВЗ 1 сентября 2016 г. начали учиться по новым образовательным стандартам. На сегодняшний день в школах города обучаются 9 детей с ограниченными возможностями здоровья, еще 11 воспитываются в муниципальных детских садах. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, соматическими и другими заболеваниями. Образовательными организациями разработаны адаптивные образовательные программы, содержащие методику комплексного социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Стоит отметить, что 49% учителей школ и 43% воспитателей детских садов прошли целевую переподготовку или повысили свою квалификацию по программам инклюзивного образования. Но, по словам Светланы Разборовой, основной проблемой, с которой сейчас приходится сталкиваться, является недоукомплектованность образовательных учреждений профессиональными кадрами, прежде всего, педагогами-психологами, социальными педагогами, школьными логопедами, тьюторами и педагогами-дефектологами.

На сегодняшний день все школы Звенигорода имеют в своем штате ставки психологов и социальных педагогов, при этом последние не имеют профильного образования. В школах отсутствуют ставки логопедов. В настоящее время Комитетом образования готовится программа повышения квалификации практически по всем вопросам сферы образования детей с ОВЗ: по ранней помощи и дошкольному образованию, по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта, по инклюзивному образованию, организации профессиональной ориентации и дополнительному образованию детей с ОВЗ. В ближайшее время план будет представлен для широкого обсуждения в профессиональной среде.

Также было отмечено, что с 2016 года значительно обновляется материально-техническая база образовательных организаций. Ежегодно детские сады получают средства на приобретение учебных пособий, спортивного инвентаря, средств обучения, развивающих модулей, предназначенных для развития внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, развития сенсомоторных навыков. В 2016 – 2017 учебном году в рамках реализации государственной программы «Социальная защита населения Московской области» в детском саду «Алёнка» создана сенсорная комната, в которой успешно реализуется программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Уже пять лет во Введенской школе №3 успешно используется и развивается дистанционное обучение для ребенка с ОВЗ. В целях развития инклюзивных форм образования в 2017 году в школах были закуплены учебники со шрифтом Брайля и учебная литература для слабовидящих детей.

В числе приоритетов на будущее остается создание муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии, которая позволит организовать помощь детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования. Также предстоит создать на базе образовательных организаций консультационные пункты для родителей и центры школьной медиации.

Вопросы создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях в своем докладе раскрыл заместитель руководителя Комитета образования Иван Копцев.

Он обратил внимание членов совета, что по итогам социологического опроса, проведенного в ноябре 2017 года, большинство опрошенных указали на две основные проблемы – отсутствие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях города и отсутствие условий организации обучения (воспитания) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Комитетом образования совместно с ВЦИОМ было опрошено 3374 человека (64% родительской общественности).

В то же время была разработана «дорожная карта» доступности объектов образования, проведена работа по адаптации сайтов образовательных организаций для слабовидящих, а также проведено обучение сотрудников по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Было отмечено, что на четырех объектах образования в рамках реализации муниципальной программы «Доступная среда» установлены пандусы, определены места для парковки инвалидов.

Заместитель руководителя Комитета образования акцентировал внимание на показатели «дорожной карты» доступности, которые предстоит достигнуть к 2030 году. Так, по словам Ивана Копцева, в 40% городских школ должна быть создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования, 25% детских садов должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Предстоит выполнить комплекс работ по устройству специализированных поручней, пандусов, подъемных платформ (аппарелелей), раздвижных дверей, обеспечить доступность входных групп, санитарно-гигиенических помещений для маломобильных групп населения.